Speak up

8-800-080-8089

В компаниях Группы «Казахмыс» особое внимание уделяется поддержанию корпоративной культуры, демонстрирующей приверженность принципам добросовестности, прозрачности и честности.

В целях сохранения положительного имиджа с 2012 года по настоящее время действует «горячая линия» Службы «Speak Up», основной задачей которой является своевременное выявление и предотвращение нарушений законодательства, в том числе случаев мошенничества, коррупции, дискриминации, неэтичного поведения и иных нарушений.

Она позволяет работникам компании, партнерам, контрагентам и другим заинтересованным лицам не только сообщать о своих подозрениях, но и получать разъяснения по интересующим вопросам.

В целях обеспечения конфиденциальности и анонимности все полученные сообщения принимаются и обрабатываются оператором, который ежедневно составляет отчет о поступивших обращениях и передает для рассмотрения в отдел правового сопровождения антикоррупционных политик департамента юридической службы.

При этом «горячая линия» Службы «Speak Up» не должна использоваться для давления на работников и контрагентов и принуждения их к совершению/воздержанию от определенных действий, а также не должна рассматриваться как средство для сведения личных счетов.

Прием обращений от физических и юридических лиц ведется на бесплатную «горячую линию» тремя способами: по телефону 8-800-080-8089, на электронный адрес speakup@kazakhmys.kz, почтой на юридический адрес компании (100012, г. Караганда, ул. Абая, 12).

В 2020 году в Службу «Speak Up» поступило 51 обращение (против 58 за 2019 год). Из них рассмотрено 49 (55) обращений, на конец отчетного периода на рассмотрении находилось 2 (2) обращения.

Из 51 (58) поступившего обращения 29, или 57% (41 или 71%), касались нарушений в сфере трудовых правоотношений, охраны труда и техники безопасности, по 7, или 14% (9 или 16%), обжаловались действия руководителей структурных подразделений, по 5, или 10% (3 или 5%), выражалось несогласие с порядком и итогами организации закупок товаров, работ и услуг, 2, или 4% (5 или 8%), обращения поступили относительно соблюдения требований антикоррупционных политик о конфликте интересов, 8, или 15% – по иным вопросам.

Характер обращений, поступивших на горячую линию «Speak Up»

57%

14%

10%

4%

15%

  • сфера труда
  • действия руководителей
  • сфера закупок
  • сфера соблюдения антикоррупционных политик
  • иные вопросы

По предприятиям статистика 51 (58) поступившего обращения представлена следующим образом:

  • ТОО «Корпорация Казахмыс» – 32, или 62,7% (против 31 или 53,4%);
  • ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)» – 7 (7);
  • ТОО «Kazakhmys Distribution» – 4 (4);
  • ТОО «Медицинский центр Жезказган» – 4 (2);
  • ТОО «Kazakhmys Maker» – 1 (1);
  • ЧУ «Технологический колледж Корпорации «Казахмыс» – 1 (0).

Статистика поступивших обращений по предприятиям

32

7

4

4

1

1

  • 32 - ТОО «Корпорация Казахмыс»
  • 7 - ТОО «Корпорация Смэлтинг»
  • 4 - ТОО «Корпорация Дистрибьюшн»
  • 4 - ТОО «Медицинский центр Жезказган»
  • 4 - ТОО «Казахмыс Мэйкер»
  • 4 - ЧУ «Технологический колледж»

Среди обратившихся на «горячую линию» можно выделить следующие группы:

  • работники компаний – 38, или 74,6% (против 51 или 88%);
  • родственники работников компаний – 7, или 13,8% (4 или 5%);
  • контрагенты – 3, или 5,8% (3 или 11%);
  • работники иных предприятий, не входящих в Группу компаний «Казахмыс» – 3, или 5,8%.

Группы обратившихся на «горячую линию»

38

7

3

3

  • работники компаний
  • родственники работников
  • контрагенты
  • иные

15 из 51, или 29,4% (в 2019 году - 33 из 58 или 56%) обращений являются анонимными, заявители отказывались назвать фамилию, имя, отчество и адрес проживания. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года уровень анонимности обращений в 2020 году снизился почти в 2 раза (29,4% за 2020 год против 56% за 2019 год).

Из 15 (33) анонимных обращений, по 3, или 20% (13 или 39%) приведенные доводы подтвердились в ходе проверки, внесено 2 предписания, 1 лицо привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности, по 10, или 66,6% (15 или 45%) обращениям приведенные заявителями факты не соответствовали действительности, по 1 (4) анонимному обращению дано разъяснение, по 1 (1) – оставлено без рассмотрения, составлена справка.

При этом необходимо отметить, что при раскрытии личных данных заявителя эффективность разрешения обращения значительно возрастает и, напротив, в связи с анонимностью отсутствует возможность прямого контакта с заявителями и, как следствие, снижается вероятность рассмотрения всех доводов.

Из 49 (55) рассмотренных обращений удовлетворены – 12 (20), отклонены – 25 (28), даны разъяснения по 11 (6) обращениям, составлена справка по 1 (1) обращению.

Результаты рассмотрения обращений, поступивших на горячую линию «Speak Up»

12

25

11

1

  • удовлетворены
  • отклонены
  • даны разъяснения
  • составлена справка

К примеру, удовлетворены 12 обращений по вопросам соблюдения требований трудового законодательства, охраны труда и техники безопасности, организации закупок товаров, работ и услуг и иным вопросам.

Так, по результатам проверки обращений улучшены санитарно-гигиенические условия для работников одной из шахт, установлен калорифер в душевой, начат капитальный ремонт помещения АБК, благоустроены дороги, прилегающие к предприятиям.

Удовлетворено обращение о необоснованном отказе в предоставлении очередного трудового отпуска, нарушения устранены, отпуск предоставлен.

Частично подтвердились доводы представителя контрагента о нарушении локальных актов при заключении договора по результатам выигранного тендера. Внесено предписание об устранении выявленных нарушений и привлечении к ответственности виновных лиц.

Удовлетворены два обращения о ненадлежащем обеспечении средствами СИЗ и необходимыми инструментами подземных рабочих одного из рудников, нарушения устранены.

В ходе проверки подтвердились факты, изложенные в обращении на действия одного из руководителей, который необоснованно проставил в табеле рабочие дни работнику, который на работу не выходил. По результатам проверки внесено предписание, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности.

После обращений на «горячую линию» Speak Up двум работникам выплачена сумма по временной нетрудоспособности и возмещены дополнительные расходы.

В то же время, не всегда изложенные в обращении доводы соответствуют фактическим обстоятельствам и находят свое подтверждение в ходе проверки. Из 49 рассмотренных отклонены 25 обращений.

Так, не нашли подтверждение доводы, указанные в 10 анонимных обращениях по вопросам оплаты труда, нарушения правил карантина в период пандемии, обеспечения некачественным питанием, необоснованного отключения электроэнергии, приобретения медицинских изделий по завышенным ценам, изменения графика сменности и иным вопросам. В связи с анонимностью данных обращений отсутствовала возможность прямого контакта с заявителями и, как следствие, вероятность рассмотрения всех доводов значительно снижается.

Принято решение об отказе в удовлетворении по ряду обращений о необоснованном привлечении к дисциплинарной ответственности, о несогласии с расторжением трудового договора, о необоснованном увольнении без предоставления возможности перевода на легкий труд, о необоснованном исключении из списка нуждающихся в жилье, о незаконном предпочтении при выборе контрагентов, а также по обращениям, по которым уже имеются вступившие в силу судебные решения.

Из 49 рассмотренных обращений даны разъяснения по 11 обращениям по вопросам оказания помощи пенсионерам, оформления первичной инвалидности, возмещения вреда по трудовому увечью и профессиональному заболеванию, перевода на легкий труд в результате инвалидности, оказания материальной помощи многодетным матерям.

Так, на «горячую линию» обратилась заявитель, которая сообщила, что является пенсионеркой, однако предприятие, на котором она работала, не оказывает ей внимания, не поздравляет с праздниками, не оказывает помощи. Заявителю разъяснен порядок постановки на учет путем обращения в ОО «Совет ветеранов при ТОО «Корпорация Казахмыс».

По четырем обращениям относительно оформления первичной инвалидности и получения причитающихся денежных выплат разъяснены требования действующего законодательства и локальных актов компании, предусматривающих порядок и перечень документов для возмещения вреда по трудовому увечью и профессиональному заболеванию, перевода на легкий труд в результате инвалидности.

Имеются случаи, когда заявители не указывают необходимые сведения, что отражается на качестве, сроках рассмотрения обращения, эффективности принятых мер. К примеру, из-за отсутствия каких-либо сведений, оставлено без рассмотрения обращение водителя машины, доставившего груз на одно из предприятий. Заявитель пожаловался на отсутствие грузчиков и простой в течение 1,5 часов. В качестве фигурантов обращения указал кладовщиков и грузчиков, однако не указал их фамилии и имена, а также место, где находится. Установить данные сведения не представилось возможным, в результате анонимное обращение оставлено без рассмотрения.

Проведенный мониторинг деятельности Службы «Speak Up» показал, что потребность в деятельности службы «Speak Up» остается высокой, о чем свидетельствует характер поступающих обращений, обеспечивается своевременное, качественное и полное рассмотрение обращений, принимаются меры по устранению нарушений.

Работа по оповещению работников компаний Группы «Казахмыс» о действующей «горячей линии» будет продолжена путем распространения в доступной форме информации о деятельности Службы «Speak Up» на корпоративных страничках компании в мессенджерах Инстаграм и Телеграм, а также на официальном сайте Казахмыс, где любой может ознакомиться с целями, принципами и задачами Службы «Speak Up».